ЛИТОГРАФИЯ (ПЛОСКАЯ ПЕЧАТЬ)
(от греч. líthos - камень и gráphō - пишу, рисую) - вид тиражной графики. Изобретена в 1797 году немецким гравером и издателем И.А. Зенефельдером. Рисунок выполняют на камне специальным жиросодержащим (литографским) карандашом и пером и кистью. При рисунке карандашом применяют зернистый или корешковый камень (для придания зернистости камень подвергают специальной обработке), при рисунке пером и тушью - гладко полированный камень. Поверхность камня после нанесения рисунка обрабатывается кислотой. Места, покрытые литографским карандашом или тушью, не подвергаются действию кислоты и потому воспринимают краску при печатании. Места же, свободные от рисунка, напротив, после травления лишаются способности воспринимать краску. После травления кислотой рисунок смывают скипидаром, камень покрывают типографской краской и производят печатание оттисков. Оттиски печатают на особом прессе - станке; одноцветные - с одного камня, многоцветные - с нескольких.
В России искусство литографии зародилось в 1816 году с открытием литографской мастерской при Военно-топографическом депо карт и достигло расцвета в 1820-х - 1840-х годах. Крупнейшими мастерами русской литографии являются А.О. Орловский, П.Ф. Соколов, К.П. Беггров, И.С. Щедровский, С.Ф. Галактионов.
![]() | Жуковский Рудольф КазимировичРАЗЪЕЗД ИЗ АЛЕКСАНДРИНСКОГО ТЕАТРА1843 По собственному рисунку Литография с тоном. 225х680 мм. (поля обрезаны) Инв. ГР-76553 |
![]() | Тимм Василий Федорович (Вильгель Фридрихович, Георг Вильгельм) / Timms VilhelmsМАСЛЕНИЦА. БАЛАГАНЫ НА ИСААКИЕВСКОЙ ПЛОЩАДИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ1858 Из издания "Русский художественный листок", 1858, №4 По собственному рисунку Литография с тоном. 360х545 мм. Инв. ГР-72883 |
![]() | Неизвестный литографКАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И КАЗАНСКИЙ МОСТ1824 - 1825 Литография. 335х482 мм. Инв. ГР-127006 |
Гравюры упорядочены по хронологии в порядке возрастания | |
Вы можете упорядочить их по: |