О проекте Шедевры
Электронный каталог Справочные материалы
Поиск Статьи
Первая треть XVIII столетия
Середина XVIII столетия
Вторая половина XVIII столетия
Первая половина XIX столетия
Авторская гравюра
Репродукционная гравюра
Гравюра на металле
Литография
История коллекции
Техники

УОКЕР ДЖЕЙМС

WALKER JAMES

1748, Лондон – после 1808, Лондон

ПОРТРЕТ Н.Б. ЮСУПОВА

Конец XVIII века

По оригиналу И.Б. Лампи

Меццо-тинто. 425х320; 390х275 мм.

1-е состояние

Под изображением слева: peint par le professeur Lampi.; справа: Engraved by Jams. Walker Engraver to his Imperial Majesty.

Под гербом: published by Jas. Walker St. Petersburg & Wm. Brown №.51 Grenn Street Grosvenor Square London.

Происхождение: cобрание Д.А. Ровинского (Санкт-Петербург); Румянцевский музей (с 1898); в ГМИИ с 1924

Инв. ГР-43020

Справочники: Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1886 - 1889. Т. 3, стб. 2186 - 2187, №2; Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI - XIX веков. СПб., 1895. Т. 1, стб. 135, №42; Морозов А.В. Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов. М., 1912. Т. 2, стб. 1205, №1

Изображен с орденами св. Александра Невского и св. Иоанна Иерусалимского (кресты на шейной ленте). Известно несколько живописных портретов Юсупова работы Лампи - в собраниях ГРМ и ГЭ, а также ряд их авторских повторений и копий. При очевидной схожести образа, каждое из полотен имеет существенные различия с гравированным портретом. Так, на портрете из собрания Русского музея нет отороченного мехом плаща, а на эрмитажном портрете - иной крой кафтана. Кроме того, в обоих живописных портретах Юсупов изображен с другими наградами - орденами Белого орла (лента) и св. Станислава (крест) в портрете из ГРМ, св. Станислава (крест) в портрете из коллеции ГЭ. Вероятнее всего, изменения в композицию были внесены непосредственно гравером при создании подготовительного рисунка к гравюре. Эта версия косвенно подтверждается тем фактом, что орденом св. Алексндра Невского Юсупов был награжден в 1796 году, а св. Иоанна Иерумалимского - в 1798 году, в то время как портрет из Русского музея датируется 1794 годом, а портрет из собрания Эрмитажа выполнен до 1797 года - то есть времени, когда Лампи вынужден был покинуть Петербург и возвратился в Вену.