О проекте Шедевры
Электронный каталог Справочные материалы
Поиск Статьи
Первая треть XVIII столетия
Середина XVIII столетия
Вторая половина XVIII столетия
Первая половина XIX столетия
Авторская гравюра
Репродукционная гравюра
Гравюра на металле
Литография
История коллекции
Техники

ШХОНЕБЕК (СХОНЕБЕК) АДРИАН

SCHOONEBECK ADRIAN

1661, Роттердам – 1705, Москва

СВАДЬБА ШУТА ФИЛАТА (ФЕОФИЛАКТА) ШАНСКОГО. ЖЕНСКАЯ ПОЛОВИНА

1702

Оттиск второй половины XVIII века

Офорт. 505х660; 470х550 мм.

Бумага голландская с водяным знаком фабрики C&I Honig

Справа от герба: Описание свадбы и полаты. Гдѣ сидѣла цр~ца и новобрачнаѧ феоѳилакта шанскаго невѣста Со всѣми присuтствующими имъ. Бывшей на дворѣ Генерала франца леѳорта. A.Ѱ.K.г. ѳевралѧ в. Далее - список участников церемонии

Происхождение: cобрание Д.А. Ровинского (Санкт-Петербург); Румянцевский музей (с 1898); в ГМИИ с 1924

Инв. ГР-6251

Справочники: Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1886 - 1889. Т. 3, стб. 1666 - 1667, №510; Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI - XIX веков. СПб., 1895. Т. 2, стб. 1229, №25; Морозов А.В. Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов. М., 1912. Т. 2, стб. 906 - 907, №346

Является парной гравюрой к: Свадьба Филата Шанского. Мужская половина

Показать парные гравюры вместе

Свадьба состоялась 26 января 1702 года во дворце Лефорта в Немецкой слободе. Голландский художник и путешественник Корнелис де Бруин (Брайн) в своих заметках "Путешествие через Московию..." (М., 1873) оставил описание свадьбы-представления, в котором прияло участие около 500 человек. Праздновали три дня; первые два - в старых русских костюмах, по старинным обычиям, мужчины и женщины в разных покоях. На третий день - "в немецких платьях... за столом мужчины и женщины сидели вместе, к это водится у нас". Смысл этого сложного представления в середине XVIII столетия - в то время, когда еще были живы его свидетели, - толковали как создательную пародию на традиционные обычаи. На свадьбу "званы были все знатные обоего пола персоны и велено им приезжать в самом старинном российском платье. Кушанье изготовлено было по русски, да и напитки были только горячее вино, да мед, чем оные и подчиваны. Трактамент сей и убор, в коем находились, гостям очень не мил был, чему Государь весьма радовался, и смеючись им сказал: Предки наши едали и пивали сие: и старинные обычаи, как многие говорят, лучшие. Свадьба сия много вспомоществовала к истреблению дураческого мнения тех, кои прошлые времена предпочитали настоящим" (цит. по листу, приклеенному к гравюре с изображением мужской половины).

Сразу после празднования Шхонебек выполнил три рисунка; в августе того же года были выкованы три медные доски "к рисованию и печатанию свадьбы Шанского". Полностью осуществить замысел не удалось. Известны лишь две гравюры с изображением мужской и женской половин, причем они остались неоконченными: текст гравирован только справа от герба. Третий рисунок, показывавший, вероятно, общий пир на третий день, и вовсе не был переведен в гравюру.

По-видимому, гравюры также как и сама свадьба, должны были подчеркнуть различества обычаев. Однако, "издевочный" характер праздника не нашел в них отражения. Не вполне удачно и художественное решение: композиция обоих листов, изображающих мужскую и женскую половины одинакова. Разница изображенных помещений также не очень заметна, хотя известно, что мужская половина находилась в огромном трехвестном зале, а женская в двух небольших покоях. При этом, показ действия внутри интерьера был новым для русского искусства

Сайты Музея