О проекте Шедевры
Электронный каталог Справочные материалы
Поиск Статьи
Первая треть XVIII столетия
Середина XVIII столетия
Вторая половина XVIII столетия
Первая половина XIX столетия
Авторская гравюра
Репродукционная гравюра
Гравюра на металле
Литография
История коллекции
Техники

ШХОНЕБЕК (СХОНЕБЕК) АДРИАН

SCHOONEBECK ADRIAN

1661, Роттердам – 1705, Москва

ПАНОРАМА СРАЖЕНИЯ НА РЕКЕ АМОВЖЕ (ЭМБАХЕ) ПРИ ВПАДЕНИИ ЕЕ В ЧУДСКОЕ ОЗЕРО 4 МАЯ 1704 ГОДА

1704

Оттиск конца XVIII – начала XIX века на голубоватой бумаге

Офорт. 520х637 мм. (лист обрезан)

Вверху слева: Повѣленiемъ Его црскаго велiчетва ГрыдоровалНамѣди АдрианШхонбек аѱд го.

Вверху: иzображенїе побѣды над ѳлотомшвецкимна рекѣ амовже которой <нрзб.> в походе <нрзб.> на пеипское iли чю~ское  озеро въ 13. лехкигѳрегат i 96 пушкахъ... въ 1704 год в м~це маiе при городкѣ ка~терскѣ.

Происхождение: cобрание Д.А. Ровинского (Санкт-Петербург); Румянцевский музей (с 1898); в ГМИИ с 1924

Инв. ГР- 6266

Справочники: Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI - XIX веков. СПб., 1895. Т. 2, стб. 1230, №28

Оформление картушей аллегорическими фигурами, символами, эмблемами и латинскими девизами - характерная черта многих произведений Шхонебека. Будучи представителем европейской художественной культуры, он умело использовал язык символов и аллегорий. Картуши находят параллели в панегирической литературе , драматургии, публичных зрелищах (фейерверках, триумфах), декоративно-прикладном искусстве петровского времени (см. кн.: Пьесы школьных театров Москвы. Ранняя русская драматургия (XVII - первая половина XVIII века). М., 1974; Панегирическая литература петровского времени. Русская старопечатная литература XVI - первая четверть XVIII века. М., 1979). Немаловажно, что в панегирической литературе и драматургии того времени Петр нередко предстает в образах античных богов и героев: Марса, Геркулеса, Голиафа, Самсона, Персея (нередки выражения «Марс роксоланский» или «Геркулес российский»). В верхней части настоящей гравюры - «Марс роксоланский» бьющийся с «Хищением неправедным» за Ижорскую землю, которую олицетворяет женская фигура в венце, а также Орел с молниями и низверженный Нептун - вероятный символ господства России «на воде». В нижней, у арматуры, путти в образах Марса, Меркурия, Геркулеса и Давида, держащие лавровый венок над царским гербом (не окончен).