Авторпортрет - одна из первых работ Шмидта в России. Образцами для изображения послужили автопортрет Рембрандта ("Рембрандт, рисующий у окна", 1648) и собственный более ранний "Автопортрет в берете" (1752). Художник практически повторил композицию голландца, но дал ее в зеркальном отражении и пропроционально увеличил. "Гравюра Шмидта полна бытовых деталей, являющихся оригинальной трансформацией традиционной описательной академической атрибутики, - скрипка и штоф с рюмкой, термометр на окне, за которым различим холодный петербургский (в действительности - сельский - прим. О.А.) пейзаж. Атмосфера труда автора буднично конкретна в отличие от рембрандтовского листа, где все кажется созданным из нематериальной субстанции и пронизанным духом творчества. Безусловно, Шмидт лишен присущей гениальному маэстро способности беспощадно смотреть на себя. Он желает нравиться и проявляет забавную нарочность в демонстрации своих возможностей рисовальщика - выставленные на первый план кисти рук, поданные в сложном ракурсе с поднятым пальцем (Пожарова М.А. Гравер из Берлина Георг Фридрих Шмидт: между Академиями Парижа и Петербурга//Немцы в России. М., 1998, с. 78)
Ключевые слова: Портрет (камерный портрет, автопортреты, мужские, портреты придворных лиц); рококо; Шмидт Г.-Ф.; изобразительное искусство/архитектура.
Другие работы гравера
АВТОПОРТРЕТ (АВТОПОРТРЕТ С ПАУКОМ)
1758
По собственному рисунку
Офорт. 290х239; 232х177 мм.
4-е состояние
Под портретом: George Friedrich Schmidt, se ipse fecit aqua forti Petropol 1758.
Происхождение: cобрание Д.А. Ровинского (Санкт-Петербург); Румянцевский музей (с 1898); в ГМИИ с 1924
Инв. ГР-8523
Справочники: Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1886 - 1889. Т. 3, стб. 2157, №3; Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI - XIX веков. СПб., 1895. Т. 2, стб. 1203- 1204, №4; Морозов А.В. Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов. М., 1912. Т. 2, стб. 1181, №2
Является парной гравюрой к: Портрет Л. Шмидт
