О проекте Шедевры
Электронный каталог Справочные материалы
Поиск Статьи
Первая треть XVIII столетия
Середина XVIII столетия
Вторая половина XVIII столетия
Первая половина XIX столетия
Авторская гравюра
Репродукционная гравюра
Гравюра на металле
Литография
История коллекции
Техники

СОКОЛОВ ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ

1744, Санкт-Петербург - 1798, Санкт-Петербург

ПОРТРЕТ Л. ЭЙЛЕРА

Около 1766

По оригиналу И.-Г. Брукера

Меццо-тинто. 380х252; 330х212 мм.

На основании пьедестала слева: Brucker pinxt. Petropoli 1737.; справа: J. d. St.

На пьедестале: leonardus euler qui cognitione sua naturae arcana reclusit.

Происхождение: cобрание Д.А. Ровинского (Санкт-Петербург); Румянцевский музей (с 1898); в ГМИИ с 1924

Инв. ГР-8598

Справочники: Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1886 - 1889. Т. 3, стб. 2178 - 2179, №1; Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI - XIX веков. СПб., 1895. Т. 2, стб. 942, №2

Портрет был выполнен в Гравировальной палате Академии наук. На экземпляре гравюры из собрания РНБ имеется рукописная пометка пером Я. Штелина: "In honorem Amici I de. Sthln. Sokolof fecit" (в честь друга Я. де Штелина Соколов вырезал - прим. авт.). Штелин явился также автором посвящения: "Leonardus Euler, qui cognitione sua naturae arcana reclusit" (досл.: Леонард Эйлер, который посвящен в тайны природы - прим. авт.). По-видимому, заказ был приурочен во второму приезду ученого в Санкт-Петербург в 1766 году. Соколов в эти годы еще являлся учеником И. Штенглинав Гравировальной палате. Можно предположить, что портрет выполнялся под надзором мастера и, вероятно, при его участии.

Автор посвящения Штелинв середине 1760-х занимал пост директора Художественного департамента и ученого секретаря Академии наук. Курируя работу Гравировальной палаты, он не только ведал о всех выполняемых ею заказах, но непосредственно влиял на распределение работ. Примерно в те же годы, гравером И. Штенглиным был выполнен еще один портрет Эйлера, два портрета самого Штелина; ученики Штенглина В.П. Соколов и Е.А. Федосеев гравировали портреты сотрудников Академии профессоров Г.-В. Рихмана и И.-Г. Лейтмана. Своеобразный цикл портретов "ученых мужей" Академии - уникальный случай для гравюры того времени, демонтирирующий государственное покровительство наукам, связанное, помимо прочего, с желанием Екатерины IIс первых лет правления иметь в Европе и внутри страны репутацию "просвещенной монархини".