О проекте Шедевры
Электронный каталог Справочные материалы
Поиск Статьи
Первая треть XVIII столетия
Середина XVIII столетия
Вторая половина XVIII столетия
Первая половина XIX столетия
Авторская гравюра
Репродукционная гравюра
Гравюра на металле
Литография
История коллекции
Техники

КОЛПАКОВ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ

1741/1742, Санкт-Петербург – 1771, Москва

АПОФЕОЗ ЕКАТЕРИНЫ II

1762

По рисунку Г.И. Козлова

Офорт на голубоватой бумаге. 488х358; 460х330 мм.

Под изображением слева: Рисовалъ Г: Козловъ; справа: Гридоровалъ Н. Колпаковъ.

Ниже четверостишие:
О твердая моихъ наджеда странъ едина,
Прими усердϊе отъ всеѣхъ, екатерина,
Пребудетъ въ веѣкъ тебе опредеѣленна часть,
Судом и веѣрою украшенная власть.

Происхождение: cобрание Д.А. Ровинского (Санкт-Петербург); Румянцевский музей (с 1898); в ГМИИ с 1924

Инв. ГР-3178

Справочники: Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1886 - 1889. Т. 2, стб. 818, №169; Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI - XIX веков. СПб., 1895. Т. 2, стб. 531, №8; Морозов А.В. Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов. М., 1912. Т. 1, стб. 454 - 455, №156

Гравюра была исполнена по заказу ИАХ по случаю восшествия Екатерины II на престол в 1762 году. 27 января 1763 года директор Академии художеств А.Ф. Кокорин отослал И.И. Шувалову в Москву "для апробации 18 выборных лучших эстампов с доски". В своем ответе президент ИАХ запретил до его возвращения в столицу продавать гравюру, считая, что "надлежит в некоторых местах еще переправить".

Екатерина изображена верхом на коне в виде Минервы. Ее окружают аллегорические фигуры - Вера с крестом, Правосудие с весами, Надежда с якорем. Справа - женщина в царском облачении, протягивающая  императрице пылающее сердце. Д.А. Ровинский истолковал ее как аллегорию любви (Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1886 - 1889, т. 2, стб. 818, №169). Однако, более вероятно, что фигура -

олицетворение России (Комелова Г.Н. Русский гравер Н.Я. Колпаков// Культура и искусство России XVIII века. Новые материалы и исследования. Л., 1981, с. 133). Подтверждением этому служат затканная изображением двухглавых орлов горностаевая мантия, небольшая корона на голове, а также четверостишие под портретом. Дополняют композицию летящая Слава и амуры-путти.