О проекте Шедевры
Электронный каталог Справочные материалы
Поиск Статьи
Первая треть XVIII столетия
Середина XVIII столетия
Вторая половина XVIII столетия
Первая половина XIX столетия
Авторская гравюра
Репродукционная гравюра
Гравюра на металле
Литография
История коллекции
Техники

ПОРТРЕТ ГРАФА ФАЛЬКЕНШТЕЙНА (АВСТРИЙСКОГО ИМПЕРАТОРА ИОСИФА II)

1780

Офорт, резец. 304х198 мм. (поля обрезаны)

2-е состояние

На пьедестале: Comes Falkenstein. Ниже: Multorum providus urbes Et mores hominum inspexit. ("прозорливо он грады и нравы многих людей изучил" - прим. О.А.) Horatius epist. 1. 2. 18.

Под изображением справа: Petropol. Ac. Imp. Scien. 1. Jul. 1780.

Происхождение: cобрание Д.А. Ровинского (Санкт-Петербург); Румянцевский музей (с 1898); в ГМИИ с 1924

Инв. ГР-8102

Справочники: Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1886 - 1889. Т. 3, стб. 2064 - 2065, №1; Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI - XIX веков. СПб., 1895. Т. 1, стб. 535, №13 (с авторством А.Я. Колпашникова); Морозов А.В. Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов. М., 1912. Т. 2, стб. 1119, №1

Исполнение портрета было приурочено к визиту Иосифа II в Россию. 1 июля (дата, упомянутая в надписи) Иосиф посетил Академию наук и гравюрную печатню. Вероятно, именно тогда произведение было поднесено императору. В журналах Академии сохранилась запись о визите графа Фалькентшейна, свидетельствующая, что "при выступлении его (Иосифа II - прим. авт.) из академии господин директор (С.Г. Домашнев - прим. авт.) от имени оной поднес устав... и эстампы" (см. Сборник материалов для истории Санкт-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования. Под ред. П.Н. Петрова. СПб., 1864, т.1, с. 235). Немаловажно, что Иосиф желал приехать в Россию "в скрытом виде", чтобы "не соблюдаем был ни малейший к его принятию церемониал". В этим связан полупарадный, почти камерный характер портрета - редкая черта для официальных изображений царствующих монархов: Иосиф представлен почти как частное лицо, без орденских лент и знаков, символов власти. Этот образ "простого путешественника" дополняет строчка из "Посланий" Горация: "Прозорливо он грады и нравы многих людей изучил".   

Авторство портрета традиционно приписывается А.Я. Колпашникову; основанием для такой атрибуции послужила рукописная пометка Я. Штелина на одном из экземпляров гравюры, находившемся в собрании Д.А. Ровинского (ныне - ГМИИ, Инв. ГР-8101): "d`aprés un tableau peint a Vienne - Sculpt. Kalpashnikoff" (с оригинала в Вене - вырезал Колпашников - прим. авт.). У самого Ровинского эти сведения не вызывали сомнений: Яков Штелин долгое время возглавлял Академию художеств при Академии наук. Кроме того, при составлении справочника "Подробный словарь русских гравированных портретов" (СПб., 1886 - 1889) Ровинский пользовался утраченной ныне рукописью Штелина о русских граверах, которая могла содержать какую-либо информацию о данной работе. М.А. Алексеева предположила, что произведения были гравированы в течение двух-трех дней несколькими мастерами под руководством Колпашникова (Алексеева М.А. Гравировальная палата (исторический очерк)//Гравировальная палата Академии наук XVIII века. Сборник документов. Л., 1985, с. 35); данное предположение основано на том, что схожий заказ - "Портрет графа Готландского (шведского короля Густава III)" являлся коллективной работой трех граверов - А.Я. Колпашникова, Н.Я. Саблинаи И.Е. Бугреева. Саблинвполне мог иметь отношение и к данной работе: он был старше и опытнее своих коллег; кроме того, ему же была заказана аллегорическая виньетка на посещение Иосифом II Екатерины Великой для придворного календаря на 1781 год, в которой имеются схожие мотивы.

Оригиналом для гравюры, как следует из приведенной выше надписи Штелина, послужил живописный портрет Иосифа II, находящийся в Вене. Это могли быть "Портрет Иосифа II в форме драгуна австрийской армии" Д. Хиккеля или "Портрет Иосифа II" работы П. Баттони (оба - в собрании Музея истории и искусства в Вене), типологически близкие к гравированному портрету. Однако, венский оригинал едва ли мог служить непосредственным образцом для граверов - скорее можно говорить о копии или репродукции с него, которая была предварительно прислана в Россию, а также о довольно значительной переработке композиции живописного портрета.